«Моя биография – часть истории Родников и страны»

Хочу поделиться воспоминаниями о своей жизни. Родители у меня – простые рабочие комбината «Большевик»: мама – ткач, папа – красильщик хлопка. В 1930 году по зову партии папа едет в числе активистов на село – создавать колхозы. Это были самые тяжёлые годы: голод, холод, нищета, раскулачивание, неграмотность. Кооперативы на селе приживались с трудом. Кто посмышлёнее – поступали на рабфак, получали образование. Только всё наладилось, привыкли к новой жизни – снова беда: 1937 год, репрессии. Каждый, кто стоял во главе колхоза или какого­либо другого учреждения, каждый день ждали, что за ними придут, арестуют. В Ровеньках Белгородской области есть музей, где собрана информация о тех, кто стоял у истоков современных колхозов, оставшихся в живых после сталинского террора приглашали на встречу. В 1972 году бывших комсомольцев, поднимавших колхозы, собирали по случаю 50­летия районной комсомольской организации. Колхозы, которые они создали, были передовые.

 В 1938 году моего папу, Кузина Григория Степановича ( образование – 4 класса и рабфак), призывают в ряды Красной Армии и назначают военкомом в Воронежскую область – село Новая Калитва. Мама работала там в семенной лаборатории.

 В 1941 году я перешла во второй класс. До сих пор помню, как звали мою первую учительницу – Екатерина Степановна. Мы  ждали новой встречи с ней на уроках, но началась война.  Учёбу пришлось прервать не на один год. Нашей семье, как и многим советским семьям, фашистское нашествие принесло много горя. У папы оба брата, Павел и Михаил, погибли в боях с врагами. У мамы тоже два брата, Михаил и Александр, не вернулись с войны, а третий, Константин, вернулся весь израненный – он работал ткацким поммастером на комбинате «Большевик».

 Вскоре после начала войны нашу местность захватили немцы. Мы эвакуировались, когда враг был уже недалеко от Новой Калитвы. Его продвижение задержал приток Дона.

Домой мы вернулись, только когда наши войска  полностью освободили Новую Калитву и окрестности. Отец продолжал работать в военкомате: занимался призывом на фронт, участвовал в разных комиссиях. Первые навыки владения оружием призывники получали от офицеров, находившихся на службе в военкомате: товарищей Мурашко и Копытова Ивана. Помню, парни 1928 г.р. подготовку прошли, но на фронт так и не были отправлены: война заканчивалась. Перед отцом стояли ещё очень важные и сложные задачи: нужно было разминировать поля и жилые кварталы, восстанавливать и строить вновь дома.

Моей маме в начале войны был 31 год. Вернувшись домой из эвакуации, чтобы выжить, она летом сушила на зиму крапиву и дикий лук, который рос на другой стороне Дона. Осенью мы собирали жёлуди – их сушили, мололи и пекли лепёшки. Каждый двор в войну был обязан сдать государству госпоставки:  яйца, мясо, сливочное масло, молоко.  И нас тогда спасала  корова, которая давала молоко большой жирности.

Общее горе, общая мечта и сплочённость помогли нам выжить, выстоять и одержать победу над врагом. Военные годы научили людей думать, быстро находить выход из сложных ситуаций, перестраиваться в управлении…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 24 февраля.

 А. Смирнова, ветеран труда

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *