Язык дружбы – русский

В современном обществе усиливаются миграционные процессы, возможны межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании у детей и подростков навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

По инициативе ГАУДПО Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» в конце октября в рамках реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» состоялся межрегиональный образовательный Форум «Поликультурная образовательная среда: эффективные педагогические модели и практики», в ходе которого ученые и педагоги поделились опытом создания в школе психологически комфортной среды.

Для нашего района это также актуальная тема. Так, в городе работают предприятия индустриального парка «Родники», которые задействуют труд мигрантов со всех концов бывшего Советского Союза. Дети разных национальностей посещают одну школу, учатся наравне с местными ребятами. Конечно, учителя и классные руководители проводят огромную внеклассную работу.

Свой опыт на Форуме представила и наша землячка Надежда Мараховская, заместитель директора по учебно­-воспитательной работе, учитель истории СШ №2.

Она рассказала о своем опыте работы с детским туристско­-краеведческим отрядом «Шестой легион», который работает уже 15 лет. Основными направлениями деятельности данного объединения являются участие в археологических раскопках и пешие краеведческие экспедиции.

С 2006 года отряд в летние каникулы работает в составе Шуйской археологической экспедиции Ольги Альбертовны и Владимира Геннадьевича Несмиян. В полевой практике принимают участие ученики 3­х школ Родниковского района.

В 2013 году региональное отделение Русского географического общества одобрило проект «Суворовской экспедиции» по поиску и фиксации старинных трактов на территории Ивановской области. Задача заключается в том, чтобы найти дорогу, пройти по ней и нанести ее на современные карты по всем правилам современной топографической и навигационной науки.

Как правило, состав отряда бывает многонациональным. В экспедиции принимают участие армяне, узбеки, азербайджанцы, туркмены, уйгуры, выходцы с Западной Украины и др. Перед тем как отправиться в экспедицию, педагоги изучают литературу по истории и культуре соответствующих народностей, конфессиональную принадлежность детей. Дети – мусульмане, например, не едят свиную тушенку (а тушенка – это основа питания туриста). Приходится прибегать в походе к разным педагогическим методам и кулинарным «изощрениям», чтобы никто не остался голодным и обиженным. Важно грамотно настроить группу, чтобы никто не смеялся над незнакомыми обрядами и традициями, обращать внимание детей на тот факт, что духовно-­нравственные ценности разных религий схожи. Все они учат добру, любви, дружбе, чувству долга и ответственности.

В экспедиции ребята не только учатся, но и живут с детьми разных национальностей в одной палатке, учатся договариваться на дежурстве. Вместе обустраивают быт, играют, отдыхают, носят в лагерь воду и дрова, поют у костра под гитару. Детская поисковая экспедиция позволяет сделать процесс формирования поликультурной среды непрерывным, обеспечивает погружение в поликультурную среду, дает возможность не бояться иноязычных культур и конфессий.

Елена Юферова, директор
«Университета непрерывного образования и инноваций»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *