Знает, как воспитать умниц и умников

31 год назад Светлана Борисовна Руденко – учитель истории и обществознания пришла в Центральную городскую школу.

Однако ее педстаж уже больше 40 лет. В родном городе – Вичуге – она начинала работать в школе старшей пионервожатой, была секретарем комсомольской организации, а закончив Ивановский госуниверситет, переехала в Родники, где живет и преподает до сих пор.

­- Светлана Борисовна, расскажите с чего началась ваша любовь к педагогике?

­- У меня была хорошая учительница в Вичуге – Валентина Федоровна Яблокова. Она привила мне любовь и интерес к своей профессии. Моя тетя – учитель русского языка и литературы тоже меня многому научила. До сих пор помню ее совет: «Что бы у тебя дома ни происходило, ты оставляешь это всё за порогом. Приходишь в школу с улыбкой на лице и готовая к тому, что может произойти все, что угодно в течение дня. Нельзя выносить какие­то эмоции и из школы домой. Дома ты должна быть другой для своей семьи и детей».

Определенную роль сыграл и мой учитель математики – Надежда Федоровна Беляева из 17-­й вичугской школы. Её предмет я очень любила. Но она мне сказала: «Света, выбери тот предмет, где нет тетрадей». Надежда Федоровна, конечно, ошибалась: почти все учителя сегодня их проверяют. Кроме увлечения математикой, я много читала, интересовалась историей. Решила послушать наставника и пошла в историки.

­- Вспомните свой первый рабочий день в школе. Каким он был?

­- В Вичуге в школе я начала работать старшей пионерской вожатой. Наш директор был учителем истории, и разрешал мне вести в четвертых классах историю древнего мира. Что мне нравилось, он сам сидел на моих уроках. Он помогал мне, начинающему учителю, увидеть и исправить ошибки в работе.

Когда я пришла в Центральную городскую, директором была Людмила Григорьевна Горячева. Она тоже присутствовала на моих уроках, направляла и помогала. Мне очень нравилось, как корректно она объясняла мне мои недочеты.

Хотелось бы, чтобы нынешних молодых педагогов поддерживали так же, как в свое время нас.

— В каких классах (параллелях) вы предпочитаете работать?

Я больше сравниваю среднее или старшее звено: ребят с 5 по 8 класс и старшеклассников из 9-11 классов.

Для младших классов мой предмет фактически незнакомый. Они немного знают из начального звена. На уроках они окунаются в своего рода сказку, потому что история древнего мира действительно во многом легендарный период для них. И в то же время они знакомятся с картой, событиями, героями того периода. А ребята старшего звена те знания, которые они усвоили ранее, начинают углублять, анализировать и сравнивать. Мне нравится, как старшеклассники дискутируют, отстаивают свою точку зрения. Урок становится интереснее, когда ребята демонстрируют свой кругозор.

­- Не могу также не спросить про любимую тему  урока. Есть у вас такая?

­- Самая захватывающая тема ­ это участие нашего народа в Великой Отечественной войне. Она актуальна, особенно сейчас в свете событий, которые происходят в мире, когда роль нашего народа уходит на второй план, и больше говорится о деятельности союзников. 

Нужно понимать, что мы отстаивали свою свободу, а не свои экономические интересы. Поэтому каждый участник войны ­ герой для своих родственников. Нужно беречь память и передавать из поколения в поколение. 

Поэтому мы в школе силами коллектива и учеников создали музей. Он у нас тематический ­ есть предметы народного быта, есть материалы об участниках Великой Отечественной, об учителях школы с начала её образования. В этом году нашей школе исполняется 90 лет. В кабинете есть стенд, где отражена вся её история.

­- Насколько сегодня велика нагрузка учителя, ведущего историю и общество? 

­- В последние годы нагрузка на нас очень большая. Около или более 30 часов в неделю. Нормальная – это 18 часов в неделю, но такой сейчас практически нигде нет. Это следствие ряда причин. Главная из них – нехватка учителей. А не идут педагоги к нам из­за низкой зарплаты. Чтобы она была больше, нужно брать большую нагрузку, активно участвовать в конкурсах, вести дополнительные кружки. Не каждый молодой специалист выдержит такую нагрузку.

­- Что, на ваш взгляд, могло бы изменить отношение к профессии, ликвидировать кадровый голод?

­- На это может повлиять только государство. Если оно изменит свою политику в отношении оплаты труда педагогов, то молодежь пойдет в школу.

­- В этом году у вас появился первый стобалльник по истории и два участника гуманитарной олимпиады «Умницы и умники». Скажите, из чего складывается успех таких учеников?

­- Конечно, большой вклад здесь делает учитель – он направляет, помогает, контролирует. Немало важен труд и самого ребенка: сколько времени он сам тратит времени на углубленное изучение предмета, на поиск материала. Залог успеха в трудолюбии. В этом плане и Катя Милашова, и Егор Пекин похожи. Но в то же время они разные. Важную роль играет и семья – без ее поддержки нельзя.

Вообще среди детей много способных, но достичь высоких результатов им мешает лень.

— Ваша самая большая победа на педагогическом поприще?

— Скажу с позиции человека, а не учителя. Самая большая победа в том, что за время работы я научилась уважать и выслушивать чужое мнение, а в споре отстаивать свою точку зрения. Научилась сопереживанию. Считаю, что самая большая победа – это победа над собой.

­- Вы долгое время верны своей профессии. Что мотивирует вас не поддаваться профессиональному выгоранию?

­- Учителя, которые долгое время работают в школе, не стареют. Нам часто говорят, что мы не меняемся. Мы похожи на актеров, которые выступают на сцене и подпитываются энергией от зала, только мы ее получаем от детей. 

Добавляют желания работать и поездки на конкурсы со своими учениками. Вообще люблю путешествовать и по возможности это делаю.

А еще, когда в школу приходят выпускники, когда они звонят, интересуются, приходят учиться их дети, а кто­-то и сам приходит учить – это приятно. Тогда видишь, что не напрасен был труд. Это бесценно. 

 Беседовала Наталья Харитонкина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *