С юбилеем, школа профессионализма и трудовой жизни!

Идёт урок профобучения по изготовлению гаечного ключа. Фото из архива Родниковского политехнического колледжа

2 октября считается в нашей стране днём рождения системы профессионально-технического образования. В 1940 году в этот день был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР»

Рабочие руки стране нужны были всегда –и до 40-­го года, и после. Возрастающая потребность в квалифицированных рабочих диктовалась изменениями в промышленности, экономике, социуме.

Эти и другие реалии жизни находили и продолжают находить отражение в системе профтехобразования. Учебные заведения, готовящие кадры для различных производств, прошли долгий и интересный путь от фабрично­-заводских училищ до колледжей и техникумов.

Сегодня в России работает более 2 500 учреждений профессионально-­технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования. В них учатся свыше 2 миллионов человек.

Об истории профтехобразования

Становление профессионального образования началось много веков назад. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в Древней Руси было налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений. О наиболее талантливых древнерусских мастерах народ слагал былины.

Первый  виток развития профессионального образования пришёлся на времена царствования Петра І. При нем открылись медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге. Петровская школьная реформа была направлена на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности.

Расцвет профессионального образования пришелся на конец 19 ­ начало 20 века. Так, в Советском Союзе были созданы школы фабрично­-заводского ученичества (1920­1940 г.г.).

В 1940 году с принятием указа «О государственных трудовых резервах СССР» были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично­заводского обучения. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

В 1959­1963 годах школы ФЗО и профессионально-­технические учебные заведения были преобразованы в профессионально­-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от одного до трех лет). Именно тогда на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально­-технического образования.

Позже профтехучилища преобразовались в учебные заведения со сроком обучения 3­4 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием. В последующие годы учебные заведения, дающие вместе со специальностью полное среднее образование, стали основным типом наряду с техническими училищами.

50 первых энтузиастов

Профессионально-­техническая школа в Родниках зародилась в 1922 году. Первый набор учащихся ­- 50 человек ­распределили в две производственные группы ­ прядильную и механическую. Вот какими запомнились годы учёбы одному из первых выпускников ФЗУ Василию Прудикову: “Молодежь тех лет жадно тянулась к знаниям. <…> А условия для учебы были неважные. У нас не было сначала даже своего помещения. И мы занимались в обычных школах по вечерам. Занятия начинались в шесть часов вечера и продолжались до 10 часов, а иногда и дольше. Первое время было трудно, но ребята не сдавались. Не хватало бумаги, карандашей”. (Родниковский рабочий, 1968 г.)

Начиная с 1923 года, школа стала набирать учащихся массовых профессий…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 30 сентября.

Подготовила Наталья Харитонкина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *