Краткое путешествие от А до Я в историю родниковского текстиля

Зрелка –  один из самых вредных цехов красильно-­отделочной фабрики, в котором краска закреплялась (зрела) на ткани с помощью разных химических добавок.

Заработка – утренняя смена (с 5­20 до 13­20 часов). Почему её в Родниках называли заработкой? Наверное, потому, что с утра человек более работоспособен, показывает лучшую производительность труда, а значит – лучше зарабатывает.

Индустриальный парк «Родники» —­ современная форма использования территории  бывшего комбината «Большевик»: более полусотни предприятий разного профиля, из них 6 текстильных, более 3000 рабочих.

 Ильинская церковь – главная, историческая церковь Родников, изначально была деревянная и существовала, как минимум, с 18 века. В 19 веке на средства фабрикантов Красильщиковых на её месте был построен  великолепный каменный храм – копия одного из итальянских. При Советской власти церковь была сначала приведена в запустение – в ней сделали машинно-­тракторную станцию, а затем, в 1957 году, её окончательно разрушили. С Ильинским храмом связано имя новомученника Петра Родниковского, расстрелянного в 1937 году, но не отрёкшегося от веры.

Ильич – так, в честь основателя советского государства Владимира  Ленина, хотели назвать город Родники рабочие комбината, собравшиеся в январе 1924 года на грандиозный митинг на центральной площади города, получив известие о смерти вождя. К счастью, этой идее не суждено было сбыться и город сохранил своё чистое, светлое, не запятнанное никакой политикой, название. Но Ильич в городе впоследствии всё же появился – в виде многочисленных памятников во дворах, скверах и детском саду. Главный памятник, работы знаменитого скульптора   Бориса Королёва, одного из зачинателей ленинианы в монументальном искусстве, поставили в центре города 1 августа 1930 года, на основании бывшего памятника царю-­освободителю Александру II (напротив зданий нынешних районной и городской администраций). Позднее памятник «передвинули» на его сегодняшнее место.  В память о Ленине родниковские ткачихи в 20-­х годах выткали его портрет, который долгое время хранился в музее комбината «Большевик». А  скульптуру царя переплавили на запчасти для ткацких станков.

Карузо – с этим великим итальянским певцом сравнивали по силе и красоте вокальные данные фабриканта Николая Михайловича Красильщикова, который прошёл прекрасную школу оперного пения в Италии, обрёл множество друзей среди артистов оперных театров. Антрепренёры  оперных певцов предлагали ему самые высокие гонорары и выступления на лучших оперных сценах мира, но он отказался, оставшись просто удачливым бизнесменом и меценатам (в частности, поставил голос знаменитом русскому певцу Владимиру Касторскому, у него брали уроки такие короли русской оперной сцены, как  Леонид Собинов и Антонина Нежданова). Николай Михайлович страдал редкой формой нервного расстройства (трак) – не мог выступать перед публикой. Даже в семейном и дружеском кругу пел, скрываясь за шторкой.

Клуб «Пролеткульт» – так после Октября стало называться здание Общественного собрания, построенное в 1903 году Красильщиковыми для фабричной интеллигенции и наиболее образованной части рабочих. Более известен в Родниках как клуб им. Ленина. Сейчас – ТЦ «Клубничка». Парк возле клуба, в котором при Красильщиковых устраивались гуляния и играл духовой оркестр, в советское время был реконструирован в Парк Победы. Первый проект мемориала создал талантливый художник Николай Куликов, работник комбината. В 1923 году в клубе  члены литературного рабочего кружка Алексей Масленников, Василий Демидов, Александр Макаров и другие стали выпускать стенгазету «Родниковский рабочий», которая вскоре превратилась в многотиражку, а с 1930 года стала издаваться как районная газета.

Колино поле ­- так стали называть до революции в народе участок земли, выделенный фабрикантом Николаем Михайловичем Красильщиковым для гуляний и занятий спортом в память о сыне Николае. Умный,  спортивный, прекрасно игравший на скрипке юноша умер в 16 лет от приступа аппендицита, закончившегося прободением, по дороге в губернскую больницу.  Это был настоящий родниковский стадион – правда, без трибун, на нём с 10­х годов 20­го века проводились футбольные матчи. При Советской власти, в середине 30­х годов, в Родниках побывали артисты Малого театра, которые взяли шефство над городом и построили на Колином поле деревянный павильон, напоминающий здание театра, и трибуны – стадион до войны так и назвали «Стадион им. Малого театра».

Красный директор – такое прозвище получил в народе родниковец Николай  Пирожков, руководивший комбинатом «Большевик» в 1922­26 годах, а затем отправившийся на работу в обком профсоюзов. Именно при нём и его предшественниках:  Семёне  Лапшине и   Иване  Бухарове, которые возглавляли предприятие в 1920­21 и 1921­22 годах,  бывшая мануфактура Товарищества Анны Красильщиковой с сыновьями  была восстановлена из разрухи, вызванной революцией и гражданской войной, возобновилось производство ткани. Сразу после Октября 1917­го предприятие было национализировано. 28 июня 1918 года  было создано Первое правительственное правление под председательством слесаря  Семёна  Лапшина.

Литейно-­механический завод (литейка) – первоначально одно из производственных подразделений комбината «Большевик», сейчас самостоятельное предприятие. Создано ещё при фабрикантах Красильщиковых. Производило детали для текстильного оборудования. В годы войны здесь было налажено производство снарядов.

Манежа – территория коллективного сада на ул. Тезинская, напротив Церковного пруда. Предположительно,  именно здесь  была красильня основателя фабрикантской династии Григория Красильщика.  Позднее здесь располагался парк, где его потомки гуляли и катались на лошадях ( часть территории занимает сейчас Летний сад). Неподалёку ул. Родниковская и Невская – старейшие улицы Родников. Здесь жили родственники Красильщикова, зажиточные жители села. Совсем рядом была тогда ещё широкая и полноводная река Юкша. По ней можно было проплыть на лодке до самого Озера. Улица Невская была своеобразным родниковским Невским проспектом.

«Минерва» -­ марка первого родниковского автомобиля, выпущенного фирмой «Фиат». Его купил в Италии фабрикант  Николай Михайлович Красильщиков. Для его обслуживания имелся водитель­итальянец Томазо. Николай Красильщиков и сам вскоре научился управлять «Минервой» и вошёл в историю Родников как первый нарушитель ПДД: прокатил с ветерком по улицам фабричного села, распугав кур и прохожих.

Народный дом ­- здание, находившееся на месте нынешнего Центра детского творчества. Построено в 1903 году фабрикантами Красильщиковыми для пропаганды среди рабочих и крестьян родниковской округи передовых технических и сельскохозяйственных знаний. Был известен как центр, около которого сосредоточилось большинство просветительных учреждений Родниковского района. Здание народного дома включало в себя четыре зала: чайною на 400 человек, библиотеку-­читальню, склад картин, склад­-выставку сельскохозяйственных орудий, семян, наглядных пособий по сельскому хозяйству. Народный дом был местом собраний различных общественных организаций: общества потребителей, общества пчеловодства, благотворительного общества, Малышевского кредитного общества, кружка любителей драматического искусства, любительского церковного хора. Здесь же действовал постоянный синематограф. Руководил Народным домом учитель Василий Халезов. На курсах для рабочих в Народном доме большевики вели революционную пропаганду и вербовали в свои ряды новых сторонников.

Нарпит – так после революции стало называться массивное здание из красного кирпича недалеко от центральной проходной комбината. До революции здесь было рабочее общежитие, староста которого В.А.Папаев печатал здесь первую и единственную в Родниках революционную газету «Подпольный голос», за что был арестован, сослан в Сибирь и погиб в ссылке. Его именем названа улица в нашем городе. В общежитии, в большом зале столовой, Красильщиковы оборудовали театральную сцену и зал на 1000 мест. В 1911 году артисты Императорского Большого театра с фабричным хором и оркестром поставили оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В советское время здесь выступал «всесоюзный староста» Михаил Калинин.

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Ступина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *