«А завтра, завтра, наконец, последний бой»

1943 и 1944 годы ­- годы великого перелома в Великой Отечественной войне. Успехи Красной Армии на фронтах вселяли в людей твёрдую уверенность в том, что победа близка, что она обязательно будет за нами. Напряжение первых двух военных лет сменилось высоким накалом повседневной работы фронта и тыла, направленной на уничтожение врага, на освобождение своей земли.

Исполком родниковского городского Совета на своих заседаниях в 1943 году году начинает больше уделять внимания «социальной инфраструктуре» ­ работе школ, медучреждений, обеспечению населения необходимыми товарами и продовольствием, ремонту жилья и социальных объектов. Уже на 2 заседании, 28­го января 1943 года, депутаты дают «зелёный свет» созданию при школах и на предприятиях местной промышленности и торговли мастерских, где учащиеся под руководством учителей и опытных рабочих должны были выпускать товары широкого потребления. Такой опыт уже имелся в ряде областей, и родниковцы решили его перенять. Детям, которые будут работать в этих мастерских, разрешили выдавать производственные карточки той же категории, что и основному персоналу предприятий.

На капитальный ремонт жилья из городского бюджета в 1943 году выделили 30000 рублей. Руководство предприятий-­собственников жилья должно было провести работу с жильцами, чтобы они производили мелкий ремонт квартир и домов своими силами. Был предусмотрен целый комплекс работ по ремонту систем водопровода и канализации, кровель в жилых домах и городских учреждениях. Капитального ремонта требовали, например, неполная средняя школа №1, роддом, некоторые квартиры медперсонала. Исполком горсовета по-­прежнему много внимания уделял заготовке топлива – в особенности дров; чистке противопожарных водоёмов и работе бани и прачечной (банные дни устанавливались не реже двух раз в месяц, притом, что повсюду был введён режим жёсткой экономии топлива и электроэнергии). Чтобы сократить расход электроэнергии, в самом начале года было сокращено до минимума количество лампочек в жилых домах, мало того, электроэнергию на какое ­то время отключали. Учителям, чтобы они могли готовиться к урокам, выдавали по одной лампочке, керосин для керосиновых ламп.

Тяжёлая ситуация сложилась в системе образования. Многие дети отказывались идти в школу из­-за голода и из­-за того, что им попросту нечего было надеть. Некоторых родители отдавали в няньки, другие, изголодавшись и оказавшись без присмотра, потому что матери были постоянно на работе, начинали хулиганить, сбегать с уроков, не подчиняться учителям. Классы негде было размещать (часть школ заняли под госпитали), школьники получали лишь 50 г хлеба – горячего питания не было, как не было и никаких канцелярских принадлежностей. Исполком горсовета в течение всего года пытается хоть как­-то переломить ситуацию. Хлебокомбинат просят выпускать для школьного питания 100-­граммовые булочки, некоторые предприятия обязали изготовить ручки, посуду, артелям швейников и обувщиков поручено, не срывая выполнения специальных (военных) заданий, сшить для нуждающихся учащихся одежду (пальто, школьную форму) и обувь. С обувью и для детей и для взрослых вообще были большие проблемы – вся кожа уходила на военные сапоги и ботинки. Положение отчасти спасли тем, что стали в массовом порядке изготавливать тряпичные чуни из лоскута, имевшегося на комбинате.

Депутаты впервые серьёзно разбирают работу парикмахерских – критикуют за непрезентабельный вид и антисанитарию, хамство персонала и отсутствие графика работы и производственной дисциплины. Парикмахеров не хватало, поэтому решено было готовить новые кадры прямо на рабочем месте. Кадровый голод наблюдался и в других отраслях: с усиленной нагрузкой начали работать пожарные, для ремонта и строительства не хватало слесарей, плотников, каменщиков, штукатуров и т.д.

В это же время Родниковский военкомат успешно подготовил для фронта группу девушек-­снайперов. Исполком горсовета выделил 1000 рублей для премирования лучших.

Комбинат впервые с довоенного времени обращается к депутатам и получает добро на строительство деревянного одноэтажного многоквартирного дома на Воронцовском проезде. Город выделяет участки под коллективные и частные огороды, даёт указание некоторым колхозам вырастить для нужд огородников рассаду капусты, помидор, обеспечить людей качественными семенами. Медленно, маленькими шажками жизнь менялась к лучшему.

В 1944 году, сессия исполкома горсовета от 23 февраля в ответ на награждение комбината «Большевик», а следовательно – и города, высшей государственной наградой, орденом Ленина, от имени всех родниковских жителей пишет письмо председателю Государственного комитета обороны, Верховному главнокомандующему, маршалу Советского Союза товарищу Сталину, в котором говорится: « Дорогой Иосиф Виссарионович! (…) Свою 27­ю годовщину Красная Армия встречает в обстановке великих побед на фронтах Великой Отечественной войны против немецко­фашистских захватчиков. (…) Воодушевлённые блестящими успехами Красной Армии, мы отдадим все свои силы и знания на дело окончательного разгрома врага. Мы обещаем вам, товарищ Сталин, организовать работу нашего тыла так, чтобы фронт, чтобы наши славные воины в последний, решающий период борьбы с фашистской Германией ни в чём не нуждались. Мы обещаем Вам, товарищ Сталин, в этом году дать стране и фронту сотни, тысячи метров текстильных товаров сверх плана и другой продукции, вырабатываемой на заводах и фабриках нашего района, получить сталинский урожай победы с наших полей, увеличить поголовье скота, поднять его продуктивность. Трудящиеся нашего района и впредь будут работать не покладая рук, ни жалея ни сил, ни времени для окончательной победы над врагом (…)».

Ольга Ступина
(по материалам Родниковского районного архива)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *