Информационные технологии вытесняют трудовое воспитание в школе

Проблему профессиональной ориентации молодёжи обсуждали за круглым столом работодатели, представители образовательных организаций и администрации района

Молодых и амбициозных жителей провинции всегда манили огни больших городов, особенно столицы. В последнее время трудовая миграция только усиливается. Судите сами: последний раз положительная динамика этого показателя была зафиксирована в 2010 году (+46 человек), в 2013 – из Родников уехало 284 человека, в 2015­м отток сократился до ­23 человек, а дальше вновь стал расти (­210 человек в 2018 году).

Работодатели понимают: человек ищет, где лучше. Однако считают, что, если перестать бороться за кадры, которые и так в дефиците, будущее производств и социально значимых организаций вырисовывается совсем не радужным.

Сегодня остро встает вопрос, как и чем мотивировать молодёжь оставаться работать на предприятиях родного города, как повысить престиж рабочих профессий.

У Родниковского района, по словам замглавы по социальной политике Татьяны Сидоренковой, большой промышленный потенциал – в Индустриальном парке заходят новые резиденты, появляются новые предприятия. Свою фабрику  скоро  откроет турецкая компания «Унтекс», а это порядка 400 рабочих мест. Не забываем и о школах с медицинскими учреждениями, где многие годы ждут пополнения штатов. Где взять столько специалистов?

Конспект вместо борща

Многие помнят, как раньше в старшей школе не только занимались уроками, но и получали навыки рабочих профессий на учебно-­производственном комбинате. Заканчивая курсы, юноши и девушки сдавали экзамены и получали документ, позволяющий устроиться на работу по полученной специальности. Конечно, были и те, кто поступал в институты. Однако, если учёба там не клеилась, рабочая профессия была, что называется, в кармане. Бери и пользуйся.

У современных школьников такой «страховки» нет. Да и навыков труда в какой-­то сфере тоже, если только они не осваивают их самостоятельно.

В Управлении образования отмечают, что выпускникам школ не хватает профессиональных проб. Педагоги и ведомства, привлеченные к профориентационной работе со школьниками, делают всё, чтобы ребята знали о предприятиях, работающих в районе и побывали на них, консультируют по разным вопросам, касающимся выбора будущей профессии, проводят родительские собрания по этой теме, сотрудничают с колледжем. Но одной только информации и визуального знакомства мало.

«Сегодня даже народная мудрость – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – не работает, ­- отмечает начальник управления образования Ирина Молькова. – Необходимо вовлекать ребят в деятельность, давать возможность пробовать себя в чём-­либо».

И в этом есть реальная необходимость. На уроках труда (технологии) дети в основном конспектируют теорию, а не шьют фартуки или сколачивают табуреты, как это делали их сверстники еще 10­-15 лет назад. Есть примеры, когда практические навыки отрабатываются не в школьных мастерских, а дома. Родителей такое положение дел не устраивает.

«С 2020 года наш район включается в проект «Точки роста». Теперь, в частности у уроков технологии, будет информационный формат – создание проектов. Сюда же добавляем виртуальную реальность, робототехнику, конструирование, моделирование. Учёба будет строиться на информационном потоке, а не на работе руками», ­- обрисовывает будущее начальник управления образования.

Тьюторство. Первые шаги

Изменить ситуацию с профориентацией и профессиональными пробами в лучшую сторону призван созданный в 2018 году на базе Центра детского творчества тьюторский центр.

В прошлом году его методисты совместно с Центром занятости населения провели диагностику профессиональных предпочтений 400 учащихся района, доложила участникам круглого стола методист ЦДТ Дарья Удалова.

Основная работа Центра развернётся уже в следующем месяце…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 15 января.

Подготовила Наталья Харитонкина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *