ЛЕНИНГРАД. НАЧАЛО ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%b5%d0%b2-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%be-%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d1%8bНемало наших земляков защищало и освобождало город на Неве. Среди  них – наш земляк, доктор медицинских наук, создатель уникального ботанического сада  Алексей Александрович Салеев. Он застал самые горькие, самые страшные дни и месяцы войны, начало блокады. Его берущие за душу воспоминания в 2005 году были опубликованы в журнале «Наука и жизнь». Предлагаем их вашему вниманию.

Война застала меня на втором курсе Военно-­медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. Лето в тот год было теплым и солнечным. В воскресный день мы, группа слушателей академии, решили поехать на экскурсию в Петергоф. Выбрали путь морем. Небольшой прогулочный пароходик неторопливо пробирался по Неве. Проезжая портовой частью, мы оказались перед группой грузовых судов, на мачтах которых развевались огромные флаги со свастикой. На палубе ближайшего ­ группа немцев неторопливо хлопотала возле большой трубы, из нее с баржи высыпалась в трюм добротная российская пшеница. Немцы весело гоготали и, как нам показалось, нахально посматривали на нас. После стало понятно: они знали о начале войны и нисколько не сомневались, %d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%8c-%d0%b7%d0%b0-%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%83-%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b0что вскоре вернутся сюда, уже в качестве победителей… А мы, ничего не подозревая, с восторгом любовались великолепием знаменитых фонтанов.

Следующее воскресенье было тоже лучезарным. Я готовился к экзамену по марксизму­-ленинизму. Вдруг открылась дверь кабинета, и показалось взволнованное лицо начальника кафедры, комбрига профессора Звонова. Через открытую дверь слышались топот ног и громкий голос из репродуктора. Я застал только конец выступления В. М. Молотова: «И на нашей улице будет праздник». Долгих четыре года пришлось ждать этого праздника.

(…) На следующий день, рано утром, нас подняло с постели тявканье зенитных орудий. Начались ежедневные налеты вражеской авиации. Вскоре запылали знаменитые Бадаевские продовольственные склады. Огромный шлейф дыма над городом висел несколько дней. Впоследствии этим объясняли возникновение голода в Ленинграде. Но теперь уже известно, что склады были полупустыми.

 

ДВАЖДЫ УБИТЫЕ

Однажды мы сидели в аудитории анатомички и слушали лекцию по фармакологии профессора Кузнецова. Речь шла о влиянии никотина на человеческий организм. В это время во дворе раздался оглушительный взрыв 500­килограммовой авиабомбы…

Подробнее — в газете «Родниковский рабочий» от 30 января.

Подготовила Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *