ХОЧУ БЫТЬ ТЕКСТИЛЬЩИКОМ!

На комбинате «Родники-Текстиль» возродили практику трудовых отрядов для школьников

Современное промышленное производство стремится к максимальной автоматизации. Но как бы ни совершенна была техника, она никогда не сможет заменить Мастера, который делает вещь по-настоящему качественной, вкладывая в нее частичку своей души. Между тем воспитать хорошего Мастера — очень непросто… Здесь должны слиться воедино сразу несколько составляющих: внимание к наклонностям ребенка в семье, грамотная профориентация в школе, осознанный выбор профессии и образовательного учреждения. А в основе всего — отношение в обществе к человеку труда. Как это ни печально звучит, но такие ценности, как любовь к труду, стремление стать профессионалом, получать удовольствие от процесса и результата работы — почти повсеместно заменяются сейчас гламуром, жаждой больших и лёгких денег и подчас пренебрежительным отношением к профессии.

Особенно ярко это небрежение проявляется на таких традиционных производствах, как текстиль. Поколение Мастеров, воспитанное еще в советское время, постепенно уходит, необходимо готовить им смену, пополнять ряды текстильщиков, передавать опыт. И делать это всё труднее…

DSC02446

Начальник отдела кадров предприятия «Родники-Текстиль» Ольга Новикова говорит: « Привлечь на предприятие молодых людей — настоящая проблема. И это несмотря на то, что наш комбинат был и остается до сих пор градообразующим предприятием. У нас работали и работают целые поколения родниковцев. Есть работа, есть вполне достойная зарплата, но нет желающих! Еще пять лет назад для нас это было шоком. Затем мы стали разбираться в ситуации и совместно с руководством Родниковского района выработали план действий».

Зачем изобретать велосипед, когда на комбинате в советское время отлично зарекомендовали себя трудовые отряды старшеклассников. Решили попытаться возродить тот успешный опыт, который был накоплен в советское время. Начали со школьников, вернее, с просветительской работы с ними. В начале прошлого учебного года старшеклассники родниковских школ были приглашены на экскурсию в ткацкую фабрику. Экскурсоводы — сотрудники отдела кадров — подготовили увлекательный рассказ, начиная с богатой истории предприятия и заканчивая демонстрацией нынешнего супер-современного компьютеризированного оборудования, которым редко кто может похвастаться не только в нашей стране, но даже в «большом» текстильном мире. Рассказывали о том, какие есть профессии в текстиле, какую предприятие выпускает продукцию и даже — сколько можно тут зарабатывать! Дети были, можно сказать, потрясены. На их глазах рушились стереотипы… Ученицу 8-го класса Центральной городской школы Ксению Мамонтову поразило то, что   «прямо в Родниках есть такое предприятие, где станки, как космические корабли. Захотелось еще что-то узнать про наш текстиль». А ученика 9-го класса этой же школы Никиту Ушакова привела в восторг   «автоматическая тележка с сенсорным экраном, с помощью которой можно перевезти большой тяжелый навой, не прикладывая физических усилий. А ткацкие станки с компьютерами на борту! Меня от этих станков было сразу просто не оттащить!» Ученица 9-го класса средней школы №2 Наталья Резникова увидела текстильное производство совсем не таким, каким оно представлялось ей раньше: «Здесь все хорошо организовано, работники производят хорошие ткани и могут быть довольны результатами своего труда. Они могут гордиться, что работают в таком месте»

Экскурсии вызвали очевидный интерес у школьников. Это очень хороший результат, правильные и важные эмоции, которые необходимо было в дальнейшем закрепить и превратить в желание детей попробовать что-то сделать в текстиле самому.

Вторым шагом программы стала организация трудовых отрядов — небольших групп школьников, которые в течение учебного года приходили на предприятие и под руководством опытных наставников осваивали ту или иную профессию. Эта идея также была не нова — много лет в советские годы она работала «на отлично». Первая запись в трудовых книжках у половины нынешних сотрудников предприятия — работа в трудовом отряде.

DSC02583

Ребятам на выбор были предложены профессии оператор мотального оборудования, ставильщик, ткач — для девочек и заправщик оборудования — для мальчиков. К обучению приступили 15 девочек и 17 мальчиков из двух городских школ. Учащихся разбили на несколько групп, у каждой был опытный наставник, который постоянно находился рядом с детьми. В наставники были выбраны опытные и квалифицированные рабочие: оператор мотального оборудования Елена Дегтянцева, ткач Эльвира Патренкина, помощник мастера Андрей Румянцев. Обучение велось под постоянным контролем со стороны инженера по охране труда Елены Морозовой и кураторов от отдела кадров Ирины Костюхиной и Елены Коровкиной. В процессе   занятий осваивались как практические навыки, так и охрана труда и технология ткацкого производства. По словам     наставника одного из трудовых отрядов Андрея Румянцева, ребята приходили на предприятие после уроков, в свободное от учебы время, которое они могли бы потратить на соцсети и тусовки. «Но такое представление о молодежи, не совсем верное. Детей просто нужно заинтересовать, быть с ними искренними, не лениться вкладывать в них свои знания, умения и даже, не побоюсь этого слова, душу. Тогда всё у них получится…«. Ребят очень тепло приняли в коллективе, начальник ткацкого производства Елена Гусарова так выразила общее впечатление: «Приятно, что в цехе появляется молодежь, когда — то и мы были такими же, так же начинали, чувствуется преемственность поколений, жизнь продолжается! Ребята очень хорошие, умные и ответственные — радостно, что они решили попробовать свои силы в производстве!»

К конце учебного года трудотрядовцы уже начали выходить со взрослыми коллегами в смену и многие операции на оборудовании выполнять самостоятельно. Они даже стали немного по-другому выглядеть — более серьезными, взрослыми, целеустремленными… Ольга Новикова продолжает: «Мы прекрасно понимаем, что не все, кто приходит к нам на экскурсии и даже учится в трудовых отрядах, в дальнейшем будет работать у нас на производстве или вообще станет текстильщиком. Однако я уверена, что этот опыт обязательно оставит след в их дальнейшей жизни, повлияет на становление личности. Это ведь такой плюс к самооценке человека — уметь что-то делать своими руками, чувствовать себя профессионалом. В конце концов, заработать деньги себе на личные расходы». А как радовались наставники, когда ребята перед окончанием обучения, стали приходить и спрашивать: а можно ли им продолжить работу. А когда старшее поколение ответило удовлетворительно, были в восторге.

Принято решение, что работа трудотрядов в ткацкой фабрике будет организована летом, на каникулах. 14 человек — 11 юношей и 3 девушки — приступят к работе в середине июня. Ребята будут работать неполную смену по четыре часа, как и положено по трудовому законодательству. Под руководством своих наставников они начнут решать все задачи на своем участке. Большой знак доверия со стороны предприятия и большая ответственность для ребят — ведь их участок будет включен в общий производственный процесс, от скорости и качества их действий будет напрямую зависеть выполнение планов на других участках.

Организаторы и наставники уверены: у трудотрядовцев все получится! Это пусть маленькая, но победа на пути создания нового поколения Мастеров…

Вера Кузнецова

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *