Им разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор

(Продолжение. Начало в №8 от 22 февраля)

 Воспитанница знаменитой Качи

В честь легендарной лётчицы предвоенных лет Полины Денисовны Осипенко (в девичестве — Дудник)  в Родниках названа улица, расположенная на другом конце города по отношению к улицам в честь лётчиков-мужчин. Смотрит эта улица на бывший аэродром, точнее — на ровное поле, на которое могли приземляться легкомоторные самолёты и даже АН-2. Ныне это поле пересекает окружная дорога, соединяющая мкр. 60-летия Октября и мкр. Машиностроитель, часть его засажена соснами.

 Полина Осипенко входила в состав экипажа самолёта АНТ-37 «Родина», совершившего в 1938 году беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток. Из-за сложных погодных условий Полина и её подруги, тоже легендарные лётчицы Валентина Гризодубова и Марина Раскова, не смогли найти аэродром Комсомольска-на-Амуре, и самолёт совершил жёсткую посадку в лесу, лётчицы едва не погибли, но установили мировой рекорд дальности перелёта среди женщин — 6450 км. Все три отважные покорительницы неба получили звание Герой Советского Союза.

 Полина Осипенко родилась девятым ребёнком в крестьянской семье на Запорожье. Заведовала птицефермой в родном селе. А любовь к авиации поселил в её душе первый муж — односельчанин и военный лётчик Степан Говяз, впоследствии репрессированный. В знаменитую  Качу (Качинскую школу военных пилотов, существующую и поныне) Полину Осипенко приняли только после того, как она обратилась к самому Ворошилову. Полина очень скоро стала отличным  военным лётчиком, командовала звеном в истребительной авиации.

Вторым её мужем стал однополчанин, лётчик-истребитель Александр Осипенко, воевавший в Испании. Кроме знаменитого перелёта на Дальний Восток, Полина Осипенко в том же 1938 году возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск, в котором она и  её экипаж установили международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой. А ранее, летом 1937 года Полина побила сразу три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки».

 Покорение неба, высочайшее искусство пилотажа, которое впоследствии очень пригодилось в воздушных боях Великой Отечественной войны, оплачено многими жизнями выдающихся советских авиаторов 30-х годов, они успели воспитать талантливых и таких же бесстрашных учеников, передать свой бесценный опыт. По их примеру тысячи мальчишек и девчонок Советской страны пришли в авиацию и закрепили за ней  мировое лидерство. Урны с прахом героев-лётчиков Валерия Чкалова, Сигизмунда Леваневского, Анатолия Серова, Полины Осипенко покоятся на Красной площади, в Кремлёвской стене. Их имена живут не только в благодарной памяти народной, но и в названиях улиц, посёлков и других географических объектов в России и  в республиках бывшего СССР.

  

Из истории родниковского аэродрома

А теперь несколько слов о родниковском аэродроме. В советские времена здесь устраивались народные гуляния. На поле  садились легкомоторные самолёты из Иванова, и на них можно было покататься. Житель Родников Юрий Чалый вспоминает, что  Юрий Бакулин — многолетний руководитель нашего местного отделения ДОСААФ организовывал такие катания, а также многие наши молодые земляки при посредничестве этой знаменитой военно-спортивной организации научились прыгать с парашютом и даже садились за штурвал самолёта. Однажды во время одного из полётов над  родниковским аэродромом пассажиры заметили на одной из близлежащих улиц горящий дом. Пилот немедленно сообщил об этом по рации в Иваново, а из Иванова — нашим пожарным. Дом удалось быстро потушить.

 

 Вместо послесловия…

 Из четырёх улиц, названных именами легендарных лётчиков 30-х годов, в более-менее приличном состоянии находится улица Полины Осипенко. Остальные улицы, можно сказать полузаброшены — там много ветхих, нежилых домов, пустырей. «Дело в том, что перед войной, спасаясь от коллективизации,  бывшие крестьяне обустраивались здесь, как могли — перевозили маленькие старые домишки, бани и ставили их на новом месте в большинстве своём без фундамента, как придётся — денег у всех было в обрез, не до жиру, — комментирует этот факт Сергей Николаевич. — Многие из этих домишек хозяевам так и не удалось потом довести до ума — вскоре началась война и мужиков забрали на фронт, многие не вернулись или стали инвалидами и вскоре умерли, а вдовам и сиротам ремонт был тем более не под силу. В войну дома  топили плохо, и они начали гнить и через четверть века пришли в непригодное состояние. Жильцы из них переселялись в квартиры, уезжали из Родников в поисках лучшей доли, а улицы пустели. Будем надеяться, что на улицах Леваневского, Чкалова, Серова когда-нибудь появятся новые дома и новые жильцы, и память об отважных лётчиках на карте нашего города сохранится».

                                   Подготовила Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *