Им разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор

Продолжаем наши с вами прогулки по городу и району, уважаемые читатели.  И сегодня поговорим о том, как  родниковцы увековечили имена героев-авиаторов.  Историю  улиц с «лётчицкими» названиями приоткрывает наш земляк Сергей Дутов:

 «Когда смотришь на карту Родников, то по названиям улиц можно примерно определить, когда они строились. Перед самой войной  заселялось поле между городом (Пролетарскими улицами) и деревней Кирьяниха. Улицы здесь получили имена знаменитых лётчиков, Героев Советского Союза.

 

Польский дворянин, участник Гражданской войны

Первая из них — улица Леваневского  названа в честь Сигизмунда Александровича Леваневского — участника легендарной экспедиции по спасению  экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин» ( за этот подвиг польский дворянин, участник Гражданской войны, летчик Главсельморпути  Сигизмунд  Леваневский второй по списку отважных лётчиков получил звание Героя Советского Союза). В списке его лётных достижений несколько сверхдальних перелётов в условиях Севера, каждый из которых мог стать роковым. Леваневский воплощал в жизнь идею налаживания трансатлантической связи  между материками. В августе 1935 года самолёт АНТ-25 с экипажем в составе С.А. Леваневского (командир), Г.Ф.Байдукова (второй пилот),  В.А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но полёт был прерван из-за неисправности.  Снова лететь  этим же полярным маршрутом в США Леваневскому разрешили только в августе 1937 года на новом четырёхмоторном самолёте ДБ-А  с экипажем из 6 человек. Самолёт был фактически экспериментальный, не совсем удачный. В большой серии он не выпускался. На следующий день после вылета связь с самолётом прервалась, и больше о судьбе легендарного лётчика и его товарищей ничего неизвестно. Существует несколько версий причин гибели лётчика и места падения самолёта, но ни одна из них документально не подтверждена.

 

Легендарный  лётчик-ас

Улица Чкалова носит имя наиболее известного и, пожалуй, самого знаменитого советского лётчика Валерия Павловича Чкалова. Выдающийся, бесстрашный, неистовый, влюблённый в небо, в 30-х годах прошлого века он принимал участие в испытаниях большого числа опытных и экспериментальных самолётов. Был командиром рекордных перелётов: Москва — Дальний Восток в 1936 году (за него он удостоен звания Героя Советского Союза) и Москва — Северный полюс — США в июне 1937 года. Его имя стало нарицательным, синонимом лётчика-аса.  Он автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

 Коренной волжанин, в юности служивший подручным молотобойца, кочегаром, Валерий Чкалов обладал настоящим русским характером, физической силой и широкой русской душой. В рамках простого обывательского существования ему было явно тесно. Он  часто шёл на огромный риск ( чего стоит его полёт под Троицким мостом в Ленинграде!), бывал и буен (за драку в пьяном виде его даже привлекали к уголовной ответственности, отстраняли от службы). Но все это с лихвой искупалось его честностью, принципиальностью и, конечно, высочайшим мастерством и любовью к своей стране.  Поэтому не случайно   в 1932 году ему на бомбардировщике ТБ-3  доверили возглавить первый воздушный парад над Красной площадью. Чкалов освоил технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), который нес на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 конструктора Поликарпова. Имя отважного лётчика, человека-легенды носят улицы практически во всех городах нашей страны  и  бывшего Союза, и, кажется, только на одной «братской» Украине додумались бороться с памятью о нём, меняя названия. Посёлок Василёво на Волге, где родился Чкалов, ещё при  его  жизни переименован в Чкаловск. Теперь там открыт музей.

 

Герой гражданской войны в Испании

 Улица Серова названа в честь Анатолия Константиновича Серова — ещё одного из самых знаменитых лётчиков 30-х годов 20-го века. Анатолий Серов — участник гражданской войны в Испании. Сражаясь на стороне республиканцев, совершил более 180 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника (8 лично, 7 — в группе). В это время у него родилась идея о ночных действиях истребителей, о ночных воздушных боях, о полётах практически вслепую. Эту идею  впоследствии он и его товарищи воплотили в жизнь.  За своё мужество и героизм в марте 1938 года Серов удостоен звания Героя Советского Союза.

После возвращения на родину  он быстро продвигался по служебной лестнице. И в 1938 году был назначен начальником Главной лётной инспекции ВВС. В этом же году на вечеринке он встречает очаровательную девушку, с которой расписался через 9 дней после знакомства. Его жена стала мега-звездой советского кино — известной актрисой Валентиной Серовой. 

Интересно, что потомственный рудокоп из Пермского края Анатолий Серов заболел авиацией в юном возрасте, когда по примеру ряжского стрельца Ивана Серова ( о нём ему рассказала  учительница истории),  которого он считал своим предком,  попытался взлететь на самодельных крыльях, спрыгнув с крыши бани возле дома. Заработав вывих, он начал осознанно готовиться к полётам в небо: изучал теорию воздухоплавания и опыт первых лётчиков, занимался спортом. В юности, чтобы бороться с лишним весом, начал совершать многокилометровые лыжные походы, быстро превратившиеся в 60-километровый марафон.

В 1939 году, в 29 лет, Анатолию Серову присваивается воинское звание комбриг. Признанный мастер высшего пилотажа, он организует собственную пилотажную группу.  В составе Совета авиации при Наркомате обороны СССР Серов много сделал для перевооружения авиационных частей и переобучения летчиков, участвовал в разработке концепции истребителя нового поколения. Комбриг Анатолий Серов погиб  11 мая 1939 года на Центральных сборах по слепым полётам истребительной авиации вместе с отважной и тоже суперзнаменитой  лётчицей Полиной Осипенко: они совершали учебный полёт по отработке «слепых» виражей и разворотов. Самолёт УТИ-4, на котором они разбились, был достаточно сложен в управлении, и  современные исследователи подозревают, что имела также место техническая неисправность одного из приборов. 

 Продолжение следует…

Подготовила Ольга Ступина

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *