Им разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор

Продолжаем наши с вами прогулки по городу и району, уважаемые читатели.  И сегодня поговорим о том, как  родниковцы увековечили имена героев-авиаторов.  Историю  улиц с «лётчицкими» названиями приоткрывает наш земляк Сергей Дутов:

 «Когда смотришь на карту Родников, то по названиям улиц можно примерно определить, когда они строились. Перед самой войной  заселялось поле между городом (Пролетарскими улицами) и деревней Кирьяниха. Улицы здесь получили имена знаменитых лётчиков, Героев Советского Союза.

 

Польский дворянин, участник Гражданской войны

Первая из них — улица Леваневского  названа в честь Сигизмунда Александровича Леваневского — участника легендарной экспедиции по спасению  экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин» ( за этот подвиг польский дворянин, участник Гражданской войны, летчик Главсельморпути  Сигизмунд  Леваневский второй по списку отважных лётчиков получил звание Героя Советского Союза). В списке его лётных достижений несколько сверхдальних перелётов в условиях Севера, каждый из которых мог стать роковым. Леваневский воплощал в жизнь идею налаживания трансатлантической связи  между материками. В августе 1935 года самолёт АНТ-25 с экипажем в составе С.А. Леваневского (командир), Г.Ф.Байдукова (второй пилот),  В.А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но полёт был прерван из-за неисправности.  Снова лететь  этим же полярным маршрутом в США Леваневскому разрешили только в августе 1937 года на новом четырёхмоторном самолёте ДБ-А  с экипажем из 6 человек. Самолёт был фактически экспериментальный, не совсем удачный. В большой серии он не выпускался. На следующий день после вылета связь с самолётом прервалась, и больше о судьбе легендарного лётчика и его товарищей ничего неизвестно. Существует несколько версий причин гибели лётчика и места падения самолёта, но ни одна из них документально не подтверждена.

 

Легендарный  лётчик-ас

Улица Чкалова носит имя наиболее известного и, пожалуй, самого знаменитого советского лётчика Валерия Павловича Чкалова. Выдающийся, бесстрашный, неистовый, влюблённый в небо, в 30-х годах прошлого века он принимал участие в испытаниях большого числа опытных и экспериментальных самолётов. Был командиром рекордных перелётов: Москва — Дальний Восток в 1936 году (за него он удостоен звания Героя Советского Союза) и Москва — Северный полюс — США в июне 1937 года. Его имя стало нарицательным, синонимом лётчика-аса.  Он автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

 Коренной волжанин, в юности служивший подручным молотобойца, кочегаром, Валерий Чкалов обладал настоящим русским характером, физической силой и широкой русской душой. В рамках простого обывательского существования ему было явно тесно. Он  часто шёл на огромный риск ( чего стоит его полёт под Троицким мостом в Ленинграде!), бывал и буен (за драку в пьяном виде его даже привлекали к уголовной ответственности, отстраняли от службы). Но все это с лихвой искупалось его честностью, принципиальностью и, конечно, высочайшим мастерством и любовью к своей стране.  Поэтому не случайно   в 1932 году ему на бомбардировщике ТБ-3  доверили возглавить первый воздушный парад над Красной площадью. Чкалов освоил технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), который нес на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 конструктора Поликарпова. Имя отважного лётчика, человека-легенды носят улицы практически во всех городах нашей страны  и  бывшего Союза, и, кажется, только на одной «братской» Украине додумались бороться с памятью о нём, меняя названия. Посёлок Василёво на Волге, где родился Чкалов, ещё при  его  жизни переименован в Чкаловск. Теперь там открыт музей.

 

Герой гражданской войны в Испании

 Улица Серова названа в честь Анатолия Константиновича Серова — ещё одного из самых знаменитых лётчиков 30-х годов 20-го века. Анатолий Серов — участник гражданской войны в Испании. Сражаясь на стороне республиканцев, совершил более 180 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника (8 лично, 7 — в группе). В это время у него родилась идея о ночных действиях истребителей, о ночных воздушных боях, о полётах практически вслепую. Эту идею  впоследствии он и его товарищи воплотили в жизнь.  За своё мужество и героизм в марте 1938 года Серов удостоен звания Героя Советского Союза.

После возвращения на родину  он быстро продвигался по служебной лестнице. И в 1938 году был назначен начальником Главной лётной инспекции ВВС. В этом же году на вечеринке он встречает очаровательную девушку, с которой расписался через 9 дней после знакомства. Его жена стала мега-звездой советского кино — известной актрисой Валентиной Серовой. 

Интересно, что потомственный рудокоп из Пермского края Анатолий Серов заболел авиацией в юном возрасте, когда по примеру ряжского стрельца Ивана Серова ( о нём ему рассказала  учительница истории),  которого он считал своим предком,  попытался взлететь на самодельных крыльях, спрыгнув с крыши бани возле дома. Заработав вывих, он начал осознанно готовиться к полётам в небо: изучал теорию воздухоплавания и опыт первых лётчиков, занимался спортом. В юности, чтобы бороться с лишним весом, начал совершать многокилометровые лыжные походы, быстро превратившиеся в 60-километровый марафон.

В 1939 году, в 29 лет, Анатолию Серову присваивается воинское звание комбриг. Признанный мастер высшего пилотажа, он организует собственную пилотажную группу.  В составе Совета авиации при Наркомате обороны СССР Серов много сделал для перевооружения авиационных частей и переобучения летчиков, участвовал в разработке концепции истребителя нового поколения. Комбриг Анатолий Серов погиб  11 мая 1939 года на Центральных сборах по слепым полётам истребительной авиации вместе с отважной и тоже суперзнаменитой  лётчицей Полиной Осипенко: они совершали учебный полёт по отработке «слепых» виражей и разворотов. Самолёт УТИ-4, на котором они разбились, был достаточно сложен в управлении, и  современные исследователи подозревают, что имела также место техническая неисправность одного из приборов. 

 Продолжение следует…

Подготовила Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *